FAQ по чиптюнингу

Чип-тюнинг: что это такое?
Chip tuning. За и против.
Неужели довести двигатель не может сам завод-изготовитель?
Экономичность и ее причины
8 приемов для экономии топлива
Перед чип-тюнингом

Что такое чип-тюнинг.
Под этим понятием подразумевается любое вмешательство в программное обеспечение (ПО) электронного блока управления двигателем (ЭБУ) с целью изменения определённых параметров работы двигателя, начиная с изменения режима работы электровентилятора системы охлаждения и заканчивая индивидуальной настройкой спортивного мотора.
Как это делается.
Перепрограммирование ЭБУ разных типов проводится по-разному. В некоторых блоках необходима замена микросхемы постоянной памяти на другую, содержащую тюнинговую программу; замена ПО в более современных ЭБУ производится с помощью внешнего программатора, без разборки блока.
Откуда берутся тюнинговые прошивки.
В распоряжении специалиста — тюнера есть специальная программа — редактор калибровок, позволяющая изменять в прошивке таблицы и константы, касающиеся состава смеси, угла опережения зажигания и всего прочего, что позволит мастеру добиться желаемого результата.
Каких чудес можно ждать от чип-тюнинга?
Естественно, в случае с серийным автомобилем, не страдающим “детскими болезнями”, мы не в силах одним лишь перепрограммированием добиться эффекта установки турбонагнетателя, то есть роста максимальных мощности и крутящего момента на десятки процентов — в нашем случае речь пойдёт о 10% в лучшем случае. Гораздо важнее, что средствами ЧТ мы можем увеличить крутящий момент двигателя в зоне малых оборотов. Это благоприятно отразится на эластичности автомобиля, снизится его восприимчивость к загрузке пассажирами и движению в гору, станет проще трогаться. Другими словами, автомобиль становится легче и приятнее в управлении. Что касается парадных цифр — максимальной скорости и времени разгона до 100 км/ч, то одним лишь ЧТ, без серьёзного вмешательства в конструкцию двигателя, можно добиться прироста не более 10 км/ч и 1 секунды соответственно.
Не повлияет ли ЧТ на ресурс двигателя?
Здесь будет уместно сравнение чип-тюнинга с медицинским скальпелем. В руках опытного хирурга он — необходимый в лечении пациента инструмент, но попади он в руки к неопытному студенту или, не дай Бог, психически неуравновешенному человеку, — беды не избежать.
В нашем случае повредить мотору может детонация (она же “звон пальцев”, возникает при чересчур раннем зажигании или предельном обеднении смеси) либо полное отсутствие в прошивке ограничителя оборотов — стандартный мотор не рассчитан для работы на оборотах выше шести с небольшим тысяч. И то, и другое может быть следствием неграмотного чип-тюнинга, равно как и заливки в контроллер непроверенной прошивки, скачанной из Интернета. Именно поэтому при выборе специалиста-тюнера лучше всего прислушаться к мнению людей, уже пользовавшихся его услугами.
Необходима ли диагностика двигателя перед проведением чип-тюнинга?
Безусловно, да!
Дело в том, что тюнинг неисправного автомобиля не только не принесёт желаемого результата, но и может усугубить уже имеющиеся проблемы с расходом топлива и динамическими качествами. Часто бывает, что человек, приехавший в мастерскую для чип-тюнинга, и не подозревает, что его авто попросту неисправно и требует ремонта, а не настройки двигателя. Именно поэтому в мастерских “Диагностика+” услуга диагностики является неотъемлемой частью ЧТ, и мастер не прикоснётся к контроллеру, не убедившись в полной исправности всех систем двигателя.
Насколько сильно вырастет после чиптюнинга расход топлива?
При правильном подходе мастера и неагрессивной манере вождения — ни насколько. Дело в том, что целью тюнинга является повышение крутящего момента — в первом приближении — КПД мотора, то есть, полезности сгорания топлива. Иными словами, при спокойной езде расход топлива не только не вырастет, но может даже снизиться, зато при движении “педаль в пол” машина, прошедшая ЧТ, поедет настолько же лучше стандартной, насколько больше попросит бензина. Здесь бесплатного сыра не бывает.
Гарантия.
Устанавливаются гарантийный период, равный двум неделям с момента проведения работ. В течение этого времени нами принимаются любые претензии, касающиеся работы двигателя, а так же пожелания по дополнительной корректировке программы.
Когда нужна диагностика
Итак, Вы — владелец современного авто с впрысковым (инжекторным) двигателем. Вам не нужно морозным утром “вытягивать подсос” перед пуском, а после долгой стоянки подкачивать вручную бензин в поплавковую камеру карбюратора, Вас не беспокоят провалы при разгоне, когда мотор не прогрет, и не преследует страх “перекрутить” его при разгоне. Всеми этими и многими другими вопросами теперь занимается умная электроника, во главе которой стоит электронный блок управления двигателем (далее — ЭБУ). Опираясь на сигналы целого набора датчиков, он, согласно своей программе, организует подачу необходимого количества топлива, устанавливает оптимальный угол опережения зажигания, обеспечивает поддержание желаемых оборотов холостого хода и многое другое. Когда вся система работает без сбоев, Вы радуетесь хорошей динамике авто, минимальному расходу горючего и надёжному пуску двигателя в любую погоду.
Но вот ЭБУ замечает выход сигнала одного из датчиков за пределы допустимого диапазона на протяжении определённого времени, и тут же на панели приборов зажигается желтый силуэт двигателя или надпись “CHECK ENGINE” (проверь двигатель), а в память контроллера заносится код обнаруженной неисправности. Это ещё не повод срочно заглушить двигатель и вызывать эвакуатор.
Это — наиболее очевидный повод навестить диагноста. На первый взгляд, задача мастера в таком случае проста — считать сканером занесённый код и заменить узел, на который пожаловалась система управления. Именно так зачастую поступают владельцы отечественных инжекторных автомобилей, установившие на них бортовые компьютеры с функцией считывания кодов неисправности. И почти всегда напрасно
Первая рекомендация автолюбителям.
При появлении на табло символа “Проверь Двигатель” или как называют еще “ЧЕК”, обратитесь к специалистам. Особенно — если Вы не уверены в собственной квалификации.


 
***